Uer.Varvar.Ru - Психонетика в Киеве, Ленинграде и Москве
Uer.Varvar.Ru - Психонетика в Киеве, Ленинграде и Москве

Психонетика

Неофициальный единый сайт Киева, Ленинграда , Москвы и Ростова-на-Дону

   

 

Галерея

Богоматерь Великая Панагия из Спасского монастыря в Ярославле

Богоматерь Великая Панагия из Спасского монастыря в Ярославле


Богоматерь Великая Панагия (Оранта). XII — начало XIII века
Из Спасского монастыря в Ярославле
Доска липовая, паволока, левкас, яичная темпера. 194 Х 120
Государственная Третьяковская галерея


«В полутемной рухлядной (кладовой) Спасского монастыря в Ярославле среди пыльной ветоши... опытные руки иконника Г. О Чирикова ощутили неровную поверхность огромной старой доски с характерными для древнейшей поры шпонками. Икона оказалась покрытой плотной малярной живописью XVIII—XIX веков, лежащей поверх нового грунта, наглухо закрывшего, казалось бы, вовсе утраченный первоначальный слой. А под этим грунтом таилась почти неповрежденная «Оранта — Великая Панагия», быть может, созданная вдохновением первого русского художника, легендарного Алимпия Печорского». Описанное В. И. Антоновой обнаружение иконы относится к 1919 году. После реставрации в 1925—1929 годах произведение вошло в историю древнерусского искусства как уникальный памятник домонгольской живописи. Нет общепринятого мнения о времени и месте написания «Оранты». Одни исследователи относят ее к киевской школе живописи, другие — к ярославской. Однако все отмечают стилистическую близость иконы киевским мозаикам.


Богоматерь представлена в позе Оранты, то есть с молитвенно воздетыми руками На груди ее — медальон с изображением Христа. В верхних углах иконы — полуфигуры архангелов в священнических облачениях. Такой тип изображения Богоматери называется по-гречески «Панагия». что значит «Всесвятая». Стройная, классических пропорций фигура Марии очень устойчива, но не лишена движения. Это прекрасно передано ритмом складок — веерообразных на покрывающем голову мафорин, почти отвесных в левой части хитона и круто круглящихся в правой. Монументальное, величественное изображение отражает средневековые представления о Богоматери как покровительнице и защитнице людей.

Яндекс цитирования 

Вверх.